Станислав Рогожин, режиссер. Интервью.

March 27, 2017

Станислав, ты сообщил, что в твоей режиссерской карьере произошли перемены. А именно, что теперь тебя представляет международное агентство. Расскажи об этом подробнее?

Все началось с того, как 4 года назад вместе с семьей я уехал в Америку. И решил найти там для себя работу в качестве режиссера, по своей специальности. Встречался с рядом агентств – в L.A., в Нью-Йорке, в Майами. Кто-то охотно соглашался на встречи, кто-то не очень. Рынок там довольно закрытый, в особенности для нового человека. И мне посоветовали обратиться в агентство, расположенное в Нью-Йорке, которое работает с режиссерами по всему миру.

Я обратился к ним на сайт, отправил свой автомобильный рил на рассмотрение. Резюме было таким: "Есть пара заметных работ, но этого недостаточно, чтобы мы вас к себе взяли". Оказалось, что для этого необходимо еще несколько работ высокого уровня. Они даже прислали мне ссылки на такого уровня работы. Вернулся в Россию и постепенно стал нарабатывать такой автомобильный рил. Мне понадобилось три года для этого. В результате два месяца назад агентство оценило его и согласилось представлять мои интересы на условиях эксклюзива на территории Восточной Европы и Азии. 

То есть тебя продвигают исключительно как режиссера, специализирующегося в съемках автомобильных роликов?

Я очень много сил и времени потратил для этой категории. Очень узконаправленная специализация, по ряду причин у нас в стране немногим режиссерам доверяют такие съемки. Много адаптаций, в результате редко снимают для российского рынка. Можно сказать, мне повезло влиться в эту нишу и собрать свой рил.

Твой агент, находясь за пределами РФ, реально для тебя что-то здесь делает? Или локальный рынок для тебя сейчас вторичен?

Скажу так. В целом, у нас до сих пор не распространена практика работать через агента. При том что многие режиссеры для этого уже созрели. Я считаю, что каждый должен заниматься своим делом. Режиссер – заниматься креативом, снимать; агент – обеспечивать работой, помогать в административных вопросах. Мой выбор международного агентства объясняется просто – хочу быть хорошо представленным за пределами РФ. И то качество, с которым мы сегодня здесь снимаем – оно стало соответствовать уровню глобального рынка. И я надеюсь, что совсем скоро у на нашем рынке будут работать те же правила, что и во всем мире. И быть представленным здесь от международного агентства уж точно мне не навредит.

Ну хорошо. А с их стороны нет к тебе такого предвзятого отношения? Мы общались с международными агентами и они говорили, что россиян сложно представлять из-за креатива. 

Что касаемо происхождения – сейчас никто не обращает внимание на национальность – русский ты, или индус – главное на выходе получить качественный материал. И чтобы построение рабочего процесса было комфортным.

Мы пришли к тому, что ключевым является качество рила. А дальше не существует границ.

Однозначно. И еще должна быть узкая направленность. Вне зависимости, что ты снимаешь – детей, автомобили, юмор – нужно в чем то специализироваться. У нас до недавнего времени каждый режиссер мог снимать все подряд. Оговорюсь, в период становления – это полезно, это такой поиск себя. Но со временем, я считаю, любой режиссер должен придти к своему жанру, иметь возможность в чем-то максимально раскрыться, а не хвататься за все. Именно тогда он по-настоящему привносит свою уникальность в материал, за это его нанимают на работу. За что я люблю рекламу: за короткий временной промежуток создается законченное произведение. И оно получится в том случае качественным, когда ты любишь свой продукт. Ко мне приходит много разных заказов, и довольно часто я отказываюсь, поскольку не до конца чувствую рекламируемый продукт. Ведь мы, режиссеры, хотим, чтобы наша работа нравилась зрителю.

 

Последние полтора года ты провел за работой в Америке. Какой бесценный опыт там приобрел? Что тебя творчески обогатило?

Четкость исполнения. Строгое соблюдение тайминга. 

И второй момент – креативность мышления. Там не боятся предложить что-то нестандартное. У нас, к сожалению, в этом вопросе существуют строгие границы. Не знаю, с чем это связано, но отличные и смелые сценарии, написанные в агентствах, так и остаются нереализованными. Думаю, есть какие-то страхи у клиентов. Как еще это можно объяснить? Кстати, по этой причине бывает приятно работать напрямую с клиентом, разрабатывая для него сценарий. Отсутствуют сомневающиеся посредники, в результате проще убедить заказчика на смелые решения. 

Ну ты вот говоришь, что у международных агентов есть свои ожидания от креатива в твоем риле, при этом здесь таких заказов крайне мало. Как решить задачу? Снимать что-то фейковое? 

Думаю, ситуация существенно изменится с приходом в агентства молодой творческой волны. Людей, не зажатых рамками условностей. Главное, чтобы и их не стали зажимать абсурдными требованиями. Почему в рекламе пива нельзя показывать людей? Разьве не люди пьют его?

 

С чего ты начинал? Что было до профессии режиссера? 

Много всего предшествовало. Торговал чем-то. Но когда в начале 2000-х пришел в рекламу - все встало на свои места в моей жизни. 

У тебя ведь был свой продакшн в Москве, верно?

Да, была студия, и она до сих пор существует. Но в какой-то момент я понял, что она отнимает много сил, не остается времени на собственное развитие, в результате продал свою долю в нем своим партнерам, остаюсь с ними в прекрасных отношениях. Сейчас посвящаю себя исключительно режиссуре. 

Ты по-прежнему остаешься фрилансером? Любой продакшн может тебя пригласить?

Да, я открыт. Но разборчив в том, что и для кого зовут снимать.

Но обращаться нужно к твоему агентству?

Конечно. И мне нравится, что наш рынок постепенно идет к цивилизованной системе отношений заказчик-агент-исполнитель. Если бы я хотел работать напрямую с заказчиком, тогда не анонсировал своего агента. У нас подписан контракт и мне очень комфортно работать через него и честно себя с ним вести. Поэтому все входящие заказы я перенаправляю к своему агенту.

С первого звонка, или все-таки погружаешься в материал, и в случае, если он понравился, тогда переводишь на агента?

Если ко мне обращаются, я сразу даю контакт. Но я живу здесь и знаю наши реалии, могу предварительно обсудить все, что касается творчества. 

Странно немного получается. На сайте твоего агентства отсутствует открытая информация. Узнать о тебе, не пройдя там регистрацию и, полагаю, без авторизации, невозможно. Выходит, работа сама находит тебя, а не твой агент ее ищет, верно? Как же они тебя продают? Например, я потенциально новый клиент, зашел на сайт твоего агентства, почему бы не открыть к тебе доступ?

Мне кажется, это такая особенность построения бизнеса. И когда я с ними начинал общаться, я так же не мог к ним войти, писал на обратную связь, ждал, перезванивал. Там нет такой возможности просто придти на личную встречу – все происходит через звонок или письмо – по другому не работает, так принято. И ждать ответа можно долго.

Ну это странно звучит. Многие признаются нам в эффективности ReelSource. Думаю, это из-за его открытости и доступности. Вне зависимости, представлен ли здесь человек через агента или напрямую, есть возможность посмотреть его рил и при моментально с ним связаться. Как тем же агентам находить режиссеров? Они же должны проводить свой скаутинг?

Ну в моем случае я вначале продвигал сам себя и добивался аудиенции. Вообще, я разослал в порядка шестиста продакшенов в Америке информацию о себе. Было много ответов типа "да, давайте поработаем", и на этом все заканчивалось. Поэтому решил найти агента, и я на него сам вышел. При этом, как уже сказал, по условиям, мое агентство не представляет и не продвигает меня на американском рынке. Думаю, конкуренция высока, поэтому география ограничивается Европой и Азией.

А как они ищут? Я не задавался этим вопросом.

 

Что думаешь про азиатский рынок? Как режиссеру начать там продавать себя?

Опять же, через агентство. Местное. Или международное, у которого там есть филиал. По другому не зайти. Закрытый рынок, очень спецефичный. Прежде всего по ментальности. Посмотрите японскую рекламу – для россиянина выглядит очень странно – яркая, будоражущая, нестандартная. Даже у продвинутых российских режиссеров с хорошим чувством юмора она может вызывать недоумение. Как только начну полноценно работать на азиатском рынке, вот тогда отдельно расскажу об этом. (смеется).

 

На твоем сайте большой раздел, посвященный фотографии. Это хобби? 

Да. Много езжу по работе, люблю снимать что-то новое. Люблю эмоции, человеческие отношения. Люблю макросъемку. 

Какая из стран произвела наибольшее впечатление?

Перу. Путешествовал месяц внутри страны – очень яркое впечатление! Удивительные пейзажи, завораживает. Еще Тайланд. 

 

Кроме рекламы, есть планы поработать в других направлениях? Может кино?

Есть сценарий, сейчас находится на стадии проработки. Хочу снять арт-хаусное кино. Но не сейчас, к этому нужно прийти.

 


Фотоматериал из личного архива Станислава Рогожина.