Антон Шавкеро - режиссер, дизайнер.

December 15, 2021


 

Антон, расскажи немного о себе. Ты режиссер, дизайнер, или все сразу? У тебя есть сайт "братья Шавкеро". Как распределяются роли с братом Андреем, и чем каждый из вас конкретно занят?

Мы с братом режиссируем довольно давно, при этом у нас разная специализация: брат помимо общих режиссерских задач, превосходно работает с живыми актерами; я же неплохо оперирую графикой. Часто работаем вместе, но по одиночке тоже все талантливо. Изначально я графический дизайнер, но в какой-то момент решил больше отвечать за конечный продукт, поэтому теперь принимаю участие практически на всех стадиях проекта. 

Люблю реализовывать смелые концепции, участвовать на этапе разработки идей. Работать как на площадке, так и на посте. Всегда поддерживаю режиссерские и дизайн коллаборации.

Что такое CLANHUB? И с чего начинается история компании?

Вообще мы называемся CLAN, а вариации: clanhub, clanteam, clanchannel – это разные имена в социальных сетях. Все началось c работы по оформлению программы "Вечерний Ургант", мы до сих пор курируем этот проект. Но поскольку на ТВ есть определенные ограничения, и прежде всего финансовые, а у нас было острое желание расти творчески и получать инвестиции в этот рост, иметь возможность работать с сильными специалистами и материалами, мы решили заняться коммерческими вещами, одно из направлений которых – реклама. 

 

Большая команда у вас?

Нет, человек десять основных, еще пять в дирекции "Вечернего Урганта" на Первом.


Расскажи про то, как выстраивается работа над проектами? Вы ведь работаете не только над рекламой? У вас много интересных арт-проектов. Откуда черпаете идеи и как вообще рождается ваша магия?

Мы любим экспериментировать. Когда к нам приходят запросы под определенные задачи – и коммерческие, и творческие, то мы беремся, только если проект нам интересен. Часто переписываем креатив, подстраиваем его под свои возможности. Зачастую такой подход позволяет экономить бюджет клиенту. Иногда, конечно, случается наоборот, и бюджет возрастает, но это не специально. В последнее время мы предлагаем такие решения, которые клиент сам себе скорее всего не предложил бы. В некоторых случаях, когда клиент нам доверяет, мы умудряемся провернуть достаточно рискованные вещи, которые таковыми являются даже для нас. Вообще, мы часто рискуем, и здорово, что итоговый результат стоит того.

 

Какие из ваших работ ты рекомендовал бы к просмотру в первую очередь и почему? 

Мне все наши работы нравятся. Всё было реализовано с трепетом и душой. Каждая работа решала свои задачи на определенном временном этапе. Например, мы создали айдентику для телеканала "Супер", который уже даже не существует. Или отличный ролик с использованием роборуки для Касперского. Ещё эксперименты с Unreal для фестиваля G8. Ну и самый свежий клип для Lamoda, который выложили недавно в рил.

Участвовали в создании фильма "Лепота" – фильм-исследование русской визуальной культуры от Bang Bang Education. 

Год назад, в декабре 2020-го, ты с Александром Гориным выступал на "Фестивале креативных индустрий" с докладом о Russian Motion Design. Было очень интересно. Также было приятно отметить, что вы свободно рассказывали про своих коллег из других компаний, демонстрируя и комментируя фрагменты из их рила. Значит ли это, что сейчас работы хватает всем и вы не конкурируете между собой?

Есть ощущение, что на текущий момент в России в дизайне нет конкуренции. Очень мало сложившихся команд, способных предложить себя на хорошем уровне. И на том выступлении мы перечислили всего десять таких команд. Все они классные! Более того, у всех есть своя особая специфика, свой тип запросов на работу, своя часть рынка. 

 

Сегодня, благодаря развитию технологий, мы имеем удовольствие смотреть фильмы, которые еще десятилетие назад не брались осуществлять. Тебе, вероятно, что-то известно о разработках и технологиях, которые появятся в ближайшем будущем. Что они собой представляют и что можно будет реализовать с их помощью, чего сегодня пока еще невозможно добиться?

Если что, то я не киношник. Люблю посмотреть, но я не такой ярый фанат, как мои коллеги, способные по несколько часов обсуждать премьеры. Есть тенденция на оптимизацию многих съемочных процессов, многие вещи уходят на CG. Уверен, что в ближайшие пять-десять лет очень сильно интегрируются в кино и в рекламу различные виртуальные технологии. Например, мы недавно снимали клип и сделали двадцать сетапов на графике – моря, океаны, городские развалины, которые было бы невозможно найти в России в условиях зимы. Мы снимали человека с анимацией тела и лица. И как только подобная анимация достигнет абсолютной реалистичности, будет непросто определить, смотрим мы на живую съемку или на графику. Уже сейчас на текущем уровне технологий такой подход выгоднее, а результат более предсказуем и контролируем.


Какой ты видишь рекламу через два-три года? Мы видим сдвиг в сторону ее распространения в пользу соц сетей – инстаграм, тик-ток, ютуб. Она будет меняться? Какие творческие возможности ты видишь в этом?

Слышал, что часто агентства предлагают режиссеров, которые специализируются только, допустим, на съемках для тик-ток. И у них получаются более яркие и смелые работы, чем у большинства режиссеров с того же ReelSource. И это круто! Я всегда отправляю подобные ссылки своим друзьям-коллегам со словами, что скоро они съедят нас. (смеется) Их проблема пока в том, что они не очень гибки, но это вопрос практики и времени. Как правило, все эти артисты работают в индивидуальном порядке, и под них тяжелее собирать команду, если планируется более масштабный проект. Но сам формат, то, что они могут собирать релевантные видео с бешеным монтажом – это круто. К тому же это реализуется на очень малых мощностях и финансовых затратах со стороны клиента или продакшена. Я бы с удовольствием тоже поэкспериментировал, хотя и так это делаю, немного в другом ключе. Но если ребята из тик-тока начнут занимать нишу классических режиссеров – я совсем не против. Индустрия должна развиваться. А снимать одно и тоже из года в год – это не интересно и даже не полезно. Я за конкуренцию и эксперименты!


С учетом, что заказов становится больше и вы, наверняка, расширяете команду, такой вопрос: как к вам попадают и где вы находите новых людей в команду? У вас есть какие-либо образовательные программы? Например, для школьников?

Таких программ нет и мы приглашаем уже готовых профессионалов, разделяющих наши ценности. Если рассматривать выходцев из специализированных учебных учреждений, где преподают графический дизайн, то, к сожалению, они очень слабые для тех вещей, которые мы пробуем делать. И у приглашенных к нам специалистов должно быть очень высокое КПД с хорошо развитыми скиллами в разных областях, так называемые CG-дженералисты. Это люди, которые могут сделать все, что касается графики, на очень высоком уровне. Мы пробуем разные графические инструменты и у нас невозможно выжить, имея только одну специализацию. Поэтому мы постоянно что-то изучаем. А вчерашние студенты не потянут ни по скоростям, ни по компетенциям. Ищем по рынку, бывает и так, что год не можем найти. 

Нам предлагали вести курсы и онлайн, и офлайн, но мы отказываемся. Нет времени. Пока мы заинтересованы реализовывать свои фантазии и желания.

Как вы сами себя определяете, как "студия"?

Да. Был момент, когда мы хотели отойти от такого определения, называли себя как дизайн команда CLAN. Но в классическом понимании мы студия графики. 

 

Вы думали о своем собственном творческом медиа проекте – игры, мультипликация?

Пока нет. Поскольку у нас есть опыт больших проектов. А рутина выжигает. Поэтому мы не зашли до сих пор в кино – сказалась боязнь долгих проектов, выгорания. На текущих коротких проектах мы ощущаем рост и получаем от этого удовольствие.

 

Какие планы в новом году?

Есть ощущение, что мы всё делаем правильно. Пару лет назад переживал, что мы не очень гибки с клиентами и часто не идем на уступки, и в итоге они все разбегутся. Но оказалось, что в финале все остаются довольны результатом, а это главное. Мы по настоящему стараемся даже через боль и кровь сделать лучше, чем задумывалось первоначально. Поэтому желаю нам продолжить двигаться в том же направлении!


 

(с) ReelSource.ru  декабрь, 2021

Фотоматериал предоставлен Антоном Шавкеро.