Александр Соловьев, режиссер. Интервью.
June 29, 2020
Александр, привет! Пробегая глазами по титрам твоего шоурила, можно заметить, что ты часто снимаешь для Сбербанка. Ты выиграл какой-то тендер на эксклюзив?
Нет, просто попал во вкус и чувство юмора клиента. Всё началось с ролика "Mr. Kettle" три года назад, который я для них снял. Ролик удачно сработал на бренд и стал вирусным в кругу топ-менеджеров больших компаний.
Отдельно и довольно интересно в твоем риле представлены документальные работы. Более того, даже в некоторых рекламных роликах присутствует элемент документалистики.
Так случилось, что первая моя рекламная работа была документальной. Снимал для бренда "Лазолван", проект "Дыхание". Четыре истории про людей, для которых дыхание является неотъемлемой частью профессии. Я «латентный документалист». (смеется). Стесняюсь себе признаться, что являюсь документалистом, но это всегда всплывает наружу, и эти проекты как-то сами вплетаются в мою жизнь. Например, меня пригласили стать одним из режиссеров для съемки Олимпиады в Сочи. Сильное впечатление осталось, событие мирового масштаба, большая ответственность, мощная команда лучших документальных операторов и режиссёров.
Я часто сам предлагаю документальный подход. Например, изначально планируется игровой ролик, но я чувствую, что можно снять не актеров, а реальных людей. Предлагаю пожить среди них, поснимать, как они взаимодействуют. А написаные агенством сцены и фразы я смогу спровоцировать на площадке так, что герои случайно произнесут их сами или сделают действие, которые нам нужно. Это всегда выглядит намного органичнее и живее.
Такой формат подразумевает длинный хронометраж, мы говорим не про телерекламу, верно?
Чаще всего такие заказы для последующего размещения в интернет. Но хронометраж всегда существует и четко проговаривается – минута, две, три. В проекте Madebyrussians с Леонидом Парфеновым для "Балтики 7" каждый фильм был семь минут. Разные цели, разная аудитория. Но можно снять документальный ролик и на пятнадцать секунд.
Как у тебя появляются эти проекты?
В основном приходят через агентства. Иногда напрямую от клиентов.
Как ты оцениваешь конкуренцию в жанре рекламной документалистики?
Документалистика разная бывает. Популярно мнение, что это съёмка лайфстайл с рук, на шестнадцать миллиметров, тусклый свет, всё трясётся и болтается. Но это не так. Задача документалиста наблюдать и запечатлеть реальное событие наиболее художественным способом, выловить самые эмоциональные моменты, рассказать живую историю. Я больше к этой категории отношусь. Довольно мало рекламных режиссёров работают в этом жанре.
Что у тебя представлено в разделе "музыкальное видео"?
Клипы снимаю с шестнадцати лет. Это были работы для рэп исполнителей, где я выступал и режиссером, и оператором. Снимали в метро, на рынках, вокзалах, шли специально в места, где снимать строго запрещалось. Так что бэкграунд большой, и снимать музыкальные видео мне нравится – больше пространства для идей и креатива.
Недавно сняли клип "Цой умер!". Придумали сложную историю про мальчика в Северной Корее, предложили группе, те покрутили пальцем у виска, но согласились. Получился хороший клип. Мне всегда интереснее работы, где можно рассказать эмоциональную историю, а не просто запечатлеть поющих музыкантов. Кстати, первоначально из-за провокационного названия, у многих сложилось негативное отношение к песне. Поэтому историей из клипа мы чуть сгладили этот негатив, и песня стала иначе восприниматься.
Где снимали?
В Москве. И, кстати, в клипе нет ни одного профессионального актера. Главный герой – сын моего друга. Другие актеры – его многочисленные родственники. Но отработали все великолепно. Мой "латентный документализм" вновь проявился в этой работе.
На какой из своих роликов советуешь обратить внимание прежде всего?
Может прозвучать странно, но обычно те ролики, которые мне больше всего нравятся, не очень хорошо меня продают. (смеется) Они длинные, художественно замысловатые. Мне, например, нравится короткометражка "Прасковья", которая изначально была рекламным роликом для Сбербанка. Этот ролик основан на реальных событиях, в нем нет прямой рекламы, цветов бренда или продукта, но он работает на эмоциональном уровне, что намного тоньше и мощнее. Позже я предложил убрать логотипы в конце и сделать ролик короткометражкой. Клиент согласился, теперь фильм катается по миру и собирает награды!
Вообще роликов, которые нравятся – много, они в разных форматах, разных жанрах. Каждый может найти что-нибудь на свой вкус.
Ты ведь проходил обучение ремеслу не в России? Можешь чуть подробнее поделиться своим опытом?
В 14 лет меня отправили учиться на биолога в Ирландию. Но, к счастью, я сломал ногу и пестики-тычинки ушли из моей жизни. Я уже снимал что-то для себя, мне нравилось монтировать и показывать свои работы, так пришло решение продолжить учебу в Англии именно в этой сфере. В итоге жил и учился там восемь лет, закончил London College of Communication, получил степень бакалавра по специальности "Кино и видео". Затем был университет Central Saint Martins Drama Center, где получил степень Магистра в "Режиссуре кино и телевидения".
Во время учебы снимали много независимых проектов и клипов, например, для легендарных Apollo 440.
Жизнь в Лондоне как-нибудь на тебя повлияла?
Конечно. Жизнь там – это бесконечный творческий поток людей, буквально на улице можно познакомиться с единомышленником и начать совместный проект. Очень сильная конкуренция и требования со стороны индустрии – на площадке нет случайных людей. Чтобы стать ассистентом по камере и попасть на площадку, люди прилагают неимоверные усилия. Талантливых людей в Лондоне очень много!
Что побудило вернуться в Москву?
По окончанию института меня позвали в Москву для работы ассистентом режиссера на сериал, и я согласился. Мне казалось, что это великолепное предложение. Но по приезду тот проект не случился, и я вместо ассистента стал работать режиссёром в одном телевизионном продакшене, снимал промо, сериалы и документальные фильмы. Я по-прежнему поддерживаю отношения с однокурсниками, у кого-то уже свои продакшены. И вот что нужно понимать – сейчас у меня уже большой рил, но если возвращаться обратно в Лондон, придется начинать все с нуля, нарабатывать отношения с клиентами и агентствами, только портфолио недостаточно.
Ты с самого начала карьеры стал работать через агента?
По началу у меня не было агента. Я начал снимать рекламу в 2014-м, в тот период иметь агента было исключением из правил.
Сейчас я в составе агентства "TRIADOT", которое скорее можно назвать творческим объединением. Нас всего пять режиссёров, связанных общим духом и вкусом.
Какие с твоей стороны требования при подборе актеров? Тебе важнее типаж или профессиональный опыт?
В Англии я учился на курсе, где режиссёры сами занимаются актёрским мастерством год и потом уже переходят в свою специальность. Так что я побывал, что называется, в "актерских ботинках" и понимаю, что актер вкладывает в свою роль, как на нее настраивается. Если есть возможность пригласить на проект знакомых профессиональных актеров из театра и кино, я их привожу – это новые необычные лица.
Актеры, кстати, по-прежнему неохотно идут сниматься в рекламу, им кажется, что это клеймо, с которым не будут приглашать на фильмы или сериалы. Поэтому я стараюсь их звать в интересные игровые проекты.
Вот еще несколько лет назад многие режиссеры скептически относились к идее подбора актеров онлайн. И уж тем более к самопробам. Как думаешь, сейчас поменялось отношение в этом подходе?
Нет, не поменялось, в любом случае очень важно увидеть человека вживую. Когда я провожу кастинг, я смотрю на мимику, пластику, динамику. В онлайне сложно это все рассмотреть, большая вероятность ошибиться. Но так как я не люблю многопотоковые кастинги, полагаю, что технологии способны решить задачу как раз первоначального отбора. В результате остается выбрать тех, кто запишет самопробы, и вот уже из них я приглашу на личную встречу десять классных кандидатов.
Тимур Бекмамбетов считается родоначальником жанра съемки фильмов по Skype. В силу известных событий сейчас многие экспериментируют в этом направлении. У тебя есть уже в портфолио работы, которые ты снял через Skype или Zoom?
Меня никогда не привлекали фильмы в этом жанре. Я понимал, что это ново и необычно, но мне не было это интересно. Но из-за сложившейся ситуации пришла идея снять короткий фильм в таком формате. В отличие от привычного скринлайф жанра, в моем фильме нет вторжения в личную жизнь героев через рабочий стол компьютера, у меня история построена на онлайн разговоре. Фильм снят полностью через Zoom с актерами, которые ранее никогда не встречались. Провели две онлайн-репетиции и сняли, точнее записали. Интересный опыт, такой челлендж для самого себя. Но не уверен, что готов проходить его повторно. (смеется)
Если бы ты был кинокритиком, что бы сказал об этом фильме?
Если бы я был критиком, то написал бы только гадости, конечно. (смеется) Но как режиссёр отвечу, что рождение этого фильма спровоцировала ситуация. Это актуальная тема про наше уже измененное время, про чувства людей в момент самоизоляции, которая коснулась каждого из нас. "Романтическая комедия о многогранности любви", – вот так заявлен мой фильм. Смотрите и оценивайте!
Зритель никогда не откажется от зрелищности и будет ждать блокбастеров. Не кажется тебе, что вот этот специфический жанр ненадолго?
Неважно, в каком жанре выполнен фильм. Люди жаждут настоящих эмоций, они хотят что-то почувствовать, чтобы их взбудоражили или дали возможность поплакать. Зрителю хочется увидеть на экране нечто "живое". Форма вторичнее содержания.
Что ожидаешь от второй половины текущего года?
Когда началась пандемия, я был уверен, что произойдёт переворот... в сфере творческих идей. И многие ожидали, что поменяется диалог со зрителем. Но этого пока не произошло. Мне кажется, у людей было время переосмыслить свою жизнь и ценности, люди начали относится друг к другу иначе, стали более эмоциональными, ранимыми, чувственными. И я верю и жду, что вторая половина года всё-таки принесёт нам этот переворот идей. Что чувства, эмоции и более тонкие материи встанут на первое место. Людям это нужно.
А что касается работы, всё постепенно возвращается к нормальной жизни и будет много новых проектов!
(с) ReelSource, июнь 2020
Фотоматериал предоставлен Александром Соловьёвым.