Интервью с начинающим режиссером Вячеславом Сыркиным.

October 15, 2015


 

New Talent – словосочетание, которое сегодня более чем актуально. Профессионалы в производстве кино и рекламы бьются в поиске молодых талантов, которые готовы бросить самый отчаянный творческий вызов сегодняшней индустрии. Сегодня мы поговорили с начинающим режиссером из Латвии Вячеславом Сыркиным, также являющимся  со-основателем digital-продакшена «Punch».  

 


 

 

Слава, расскажи о своем бэкграунде, где учился, что делал раньше?

Я бы сказал, что это уже довольно длинный путь. Я сам из Латвии, и после окончания школы решил, что буду учиться в Англии. Латвия входит в Евросоюз, и мне не нужно было платить много денег, чтобы учиться в Англии. Я не совсем точно представлял, чем именно хочу заниматься. Но то, что сейчас называется сферой диджитал, уже тогда было интересным. В Англии я пересекся с одним человеком –  сыном известного продюсера и он рассказал мне про одну из киношкол. Ради интереса посетил её и она покорила меня с первого дня своим подходом к обучению. Это Arts University Bournemouth. В ней множество различных факультетов – актерское мастерство, дизайн, продакшн-дизайн и так далее. Их студенты-моделмэйкеры создавали куклы для фильмов Тима Бертона. Там есть все ресурсы, чтобы свободно заниматься любой творческой сферой.

 

Как ты в итоге оказался в России после Англии?

Так уж вышло, и я совсем не жалею. Это личные обстоятельства. На тот момент в Англии я провел уже достаточно много времени и мне захотелось пожить в другой стране. Мне было интересно, что происходит в России. Но я планирую получить опыт как минимум ещё в одной стране. Скорее всего, это будет США.

 

 

Какие были твои первые работы в качестве режиссера?

Это трудный вопрос, так как у меня еще не было полноценного проекта, где я был бы исключительно режиссером. Во всех проектах я был кем-то ещё. Иногда продюсером, иногда таскал реквизит по ночам, иногда мне нужно было выполнять роль художника.

Либо это были маленькие некоммерческие короткометражки – в них удавалось уделить больше внимания режиссуре, не думая о цветах бренда на фонах и подобных вещах. В коммерческих проектах у меня все только впереди. Я очень стремлюсь работать в хорошей команде - это один из самых важных элементов в нашей профессии.

 

Как давно ты работаешь в России?

Уже четыре года, в качестве режиссера - полтора.

За это время ты как-то осознал, насколько тяжело молодому режиссеру сделать имя в России? Или не тяжело?

Я считаю, что здесь довольно низкая конкуренция, но одновременно очень тяжело пробиваться, потому что все построено на каких-то связях, знакомствах, контактах… Многое зависит, откуда ты пришел. Если у тебя есть знакомые, с которыми вместе рос в индустрии, тогда тебе немного легче. Если нет таких знакомых, то это довольно сложно. Для того, чтобы делать профессиональные коммерческие работы, нужен определенный уровень продакшена, который также зависит от денег, команды. В начале пути одному получить все эти ресурсы довольно сложно, но нужно делать попытки.

 

Компания, в которой ты являешься соучредителем, позиционируете себя как диджитал-продакшн. Как он себя сегодня чувствует на рынке?

Во-первых, когда речь идет о диджитал, общаясь с разными людьми, я чувствую, что у многих смутное представление о том, что это означает.

Что это в твоем понимании?

Диджитал – это большое количество направлений: сайты, приложения, видео. Если мы говорим о продакшене, который делает видео, нужно понимать, что с этим видео потом будет происходить. Если вам нужно просто снять видео, и оно пойдет на ТВ – это одна история. А если планируется кампания, связанная с какой-то механикой и интеграцией в интернете, продюсер, который этим занимается, должен обладать двумя навыками. Первый – это просто очень умно делать проекты с меньшими бюджетами, находить способы, «фишки», чтобы качество проекта отталкивалось не от технической оснащенности продакшена, а от содержания. Потому что технически вряд ли нужно конкурировать с роликом, который сделан для ТВ. В нем есть такие очевидные вещи, как хорошая цветокоррекция (на которую в таких "диджитал" проектах никогда не хватает денег), и надо это учитывать. Но за счет некоторых других нюансов ролик может быть более интересным, чем многобюджетный. В диджитал нет многих ограничений, как в ТВ-рекламе. Например, по хронометражу. И отношение к таким проектам более свободное. Есть возможность делать нестандартные интересные вещи.

Второе, что должен делать продюсер диджитал – это всегда задавать правильные дополнительные вопросы рекламному агентству в самом начале проекта: куда это видео пойдет, нужны ли к нему дополнительные материалы в виде фото, разные версии монтажа или чего-то еще; уточнять технические требования, особенности площадки, на котором видео будет размещаться. Вообще, нужно учитывать массу нюансов, которые приходят с опытом. 

 

 

Продюсер, который привык много лет делать ТВ-рекламу по неким определенным канонам, легко может перестроиться на этот диджитал-ритм?

Мне кажется, хороший продюсер везде будет хорош. Но есть классическая технология производства и, возможно, для некоторых людей это будет трудно. Им будет казаться, что денег ни на что не хватает… Хороший продюсер может решить все задачи, просто человек должен чуть больше разбираться в мире интернета, «ютуба», лэндинг-страниц и принять "не идеальные условия производства". Это означает поиск мультифункциональных людей, которые могут закрыть несколько позиций одновременно и за счет этого оптимизировать бюджет. Сейчас выросло целое поколение людей, которые могут на среднем уровне реализовать проект, будучи режиссером/оператором/режиссером монтажа и колористом в одном лице. Да, как я уже говорил, результат не будет технически идеальным по многим аспектам, но данный подход позволяет браться за подобные проекты и даже что-то зарабатывать. И для молодых режиссеров это платформа для развития. 

 

Ваш продакшн специализируется исключительно на диджитал?

Мы делали несколько простых анимационных роликов для ТВ. В основном мы делаем ролики для интернета, поэтому так себя и позиционируем. Это не мой выбор, скажем так. Создание продакшена для меня – это один из способов начать снимать более крупные проекты в качестве режиссера. Для меня это имеет первоначальное значение. Если будут заказы на ТВ-ролики, мы будем ими заниматься. Я ранее работал в одном крупном продакшене на позиции “director’s searcher”, отсматривал рилы разных режиссеров. И это дало большой опыт с точки зрения насмотренности. Так что я очень хорошо представляю, как делать ТВ-ролики от начала до конца. И не потому, что занимался поиском режиссеров, а работал в команде с очень хорошими продюсерами. И наш продакшн тоже может их делать. Я лично не делю работу на ТВ-ролики или на диджитал. Я люблю то, чем занимаюсь. Для меня важно делать крутой продукт. Очень часто условия совсем не идеальные, но я всегда думаю о том, что можно предложить, чтобы проект получился хорошим.  

 

Как ваш продакшн существует в современных, не совсем благополучных реалиях? Вам идет в плюс тот факт, что вы в большей мере диджитал-продакшн?

Нас не коснулся кризис, связанный с ТВ-производством, так как мы практически им не занимаемся. Не знаю… Мы просто работаем. У нас есть клиенты, мы стараемся максимально хорошо прорабатывать их запросы. Мы любим свое дело, и многие это чувствуют. У нас бывают сложные моменты, как и у всех. Чем еще отличаются диджитал запросы? Часто нет сценария и раскадровки. Есть примерная концепция, что бы это могло быть. И я беру эту концепции и работаю с ней. Пишу тритмент, как я это вижу. В диджитал все более гибко, поэтому мы по-своему живем в этом мире, находим разные пути. Один из этих путей – мы помогаем и с творческой стороны, используя свои технологические знания. 

 

Ты являешься еще и продюсером?

Я могу продюсировать проекты, и периодически это делал. Но это сильно мешало моей  творческой стороне. Вероятно, есть супер-люди, которые могут совмещать обе профессии, но вот я к ним не принадлежу. Последние пол-года я осознанно выбрал путь режиссуры, отказываюсь иметь хоть какое-либо отношение к цифрами, только пишу тритменты и снимаю. Я снимал все – какие-то короткие этюды и зарисовки, чтобы просто быть режиссером. Потому что цифры и творчество – вещи разные. Это сложно сочетать. Я хорошо знаю процесс, знаю, какие люди есть на рынке, кто нужен и сколько что стоит. Если надо, я могу прикинуть бюджет в своей голове, но сейчас я отдалился от этого. Как режиссер, сейчас делаю несколько проектов с другими продакшенами. И это всегда было одной из моих целей. Но опыт продюсера помогает мне как режиссеру при работе с другими продакшенами.

 

 

Как молодой режиссер, какие можешь назвать явные тенденции в сфере креатива и производства рекламы?

Боюсь отвечать на этот вопрос, потому что все очень быстро меняется. Но за последние полтора года для меня стало ясно, что в первую очередь идет отход от стандартного телевизионного продуктового видео и переход к роликам о какой-то философии и ценности, которую несет бренд. Стал чаще появляться «сторителлинг». Бренд не старается «впихнуть» тебе продукт, он старается «рассказать», поделиться ценностями, развлечь, погрузить в другой мир, что-то дать зрителю, а не только зомбировать. Не продать, но дать представление о продукте.  Добавилось больше человеческих историй. Недавно увидел рекламу корма для собак. Но сама история вообще рассказывает о двух людях, которые только вышли из тюрьмы и пытаются найти свое место в мире. Если раньше люди боялись показать что-то не идеальное, то сейчас это приветствуется. Все стало ближе к кино. Появилась фактурность, атмосферность, человеческие переживания. Это, опять же, связано с переходом в диджитал. Люди вряд ли будут смотреть подборку стандартных "майонезных" роликов, а подборку таких вот мини-фильмов – будут. И это влияет на стиль съемки.  

 

Должен ли каждый режиссер иметь свой стиль в съемке и есть ли он у тебя?

Рекламные режиссеры очень страдают от жанровой истории. Они хотят снимать про разные бренды и продукты, а их приписывают к одной нише. Ну, ты, наверное, знаешь об этом.

А по поводу стиля - конечно, он есть у каждого. Это подход к ритму монтажа, к цветокоррекции, сценарию. Сейчас все быстро меняется, соответственно и режиссеры очень быстро реагируют на это и часто меняют свой подход к съемке. Есть такая фраза: «Ты стоишь ровно столько, насколько хорошо сделан твой последний проект». Я не совсем с этим согласен. Но стили и «фишки» есть у каждого. Мне кажется, профессии режиссера очень сложно научить, и индустрии сейчас даже больше интересны самоучки, которые нашли свой способ преуспеть в режиссуре.  Самое ценное, что у рекламного режиссера есть – это вкус и то, как он смотрит на вещи. На самом деле у любого режиссера есть свой стиль изначально, здесь нет выбора. И стиль этот постоянно меняется, находится в развитии. Другое дело, что это опять же зависит от опыта, желания и амбиций. Если мы говорим о рекламе, то у каждой компании есть своя имиджевая история, бренд-буки и т.д., над этим работает очень много людей. И каким бы ни было видение режиссера, он должен вписаться в этот бренд и работать в команде. Возможно, из-за этого происходит некая «нишевость» и режиссеры получают предложение работать в одном жанре. И уже выбор режиссера  - противостоять этому или продолжать работать.

 

 

Если говорить о кино, какое бы ты хотел снимать?

Мне хотелось бы прийти к тому, чтобы в моем кино присутствовали острые, честные, искренние и немного романтичные истории, раскрывающие человеческую душу с новой стороны. Вне зависимости от жанра, это будет зрительское кино. Если приводить примеры, то это «Леон», «Сука-любовь», «Амели». Они все разножанровые – один боевик, другой романтическая комедия, но в каждом есть некая жизнь. Это точно не были бы американские блокбастеры, которые я воспринимаю как сеанс терапии. Они настолько отточены в производстве, каждый задействованный в нем человек – мега-профессионал. Они составляют расписание, когда нам радоваться, когда плакать. Ты пошел на фильм и посмотрел его, тебя захватило, ты живешь в нем два часа, но уходишь оттуда и все заканчивается. После фильма ничего не остается, проходит год, и ты не можешь выделить его как нечто значимое в своей жизни. Так вот мне бы хотелось, чтобы в фильме присутствовала настоящая драма, психологический эффект. Это банально, но хочется, чтобы у зрителья что-то осталось после фильма.

 

Какие обязательные три вещи, по твоему мнению, человек должен сделать в жизни?

 Обязательно нужно путешествовать.

Нужно найти свое дело в жизни – то, чем ты будешь «гореть». А также найти гармонию с собой, принять и осознать самого себя, и найти гармонию со своей семьей, которую обязательно надо создать.

И как результат всего этого - быть счастливым, потому что это тоже выбор.

 

 


 

октябрь, 2015 

(фотографии из личного архива Вячеслава, съемка в интерьере Илья Марьяхин).