Тигран Бежанов, режиссер. Интервью.

November 5, 2019


 

Коллеги называют тебя режиссером комедийного жанра. Ты с этим полностью согласен?

Ох… Дыма без огня не бывает... Но я, скорее, работаю с драмой, как бы трогательно это не прозвучало. Дело в том, что в рекламной индустрии «драма» – чаще всего это «комедия». А в комедии всегда есть рассказ и всегда есть история.  А я – режиссер историй, любых. Жанр совершенно не важен. Это как если спросить художника, может ли он нарисовать то же самое не синей, а желтой краской. И в силу того, что реклама – это чаще всего комедийные гэги, сценки, – то да, процентов семьдесят моего труда – это комедийный жанр. Но только копните  глубже – трагедийная бездна сокрыта в недрах большого сердца. Очень люблю  сказки, философию, метафоры, арт. Это вторая половина шоколадной медали.

 

Как давно являешься режиссером? И с чего начинал?

Начинал я давно и рано, в свои 15 лет. Работал в Останкино (сидел там в баре в основном и кокетничал с Ариной Шараповой), снимал как журналист, репортер и автор сюжеты для передачи "До 16 и старше", а потом и саму передачу. Много лет проработал ведущим (музыкалка утренняя на РТР, ОРТ). Был шоуменом, параллельно делая какие-то теле-форматы, в том числе авторскую арт-передачу с Антоном Табаковым и Константином Эрнстом для Первого канала. Это было в период с 92-го по 97-й годы. Так что режиссурой я занимаюсь давно. А в 98-м совершенно случайным образом после всей этой «журналистики» снял политический фильм про председателя Госдумы Селезнева с талантливым и гибким названием «Председатель» и Геннадием Николаевичем в рапиде на лошади. Такие были тогда забавные предвыборные фильмы. И все это было  связано с набирающим обороты рекламным агентством Magic Box и моими будущими друзьями Олегом Лещуком и Олегом Поваровым, которые чуть позже затащили меня в рекламу и модные ночные клубы. Ну а дальше был классический рост «мастера» – от ролика про  колбасу с бюджетом 300 долларов, до страхования за 2 тыс. долларов, и до миллиона долларов спустя много времени...

 

Были ролики за миллион долларов?

Извините, армянская половина на мгновенье взяла верх… За миллион, пожалуй,  был единственный ролик в моем портфолио – 6 съемочных дней, декорации-трансформеры, исполнен на полном джазе за 20 дней подготовки. Да, клип стоил дорого. И это без гонорара Экзибита. Так, конечно, средний бюджет 100-300 тыс. евро.

Если сегодня поступит предложение снимать клип популярному рэп-исполнителю, возьмешься? Ты ведь известный рок-н-рольщик.

Возьмусь за все, что качает, обескураживает, возбуждает – любые эмоции. Я снимал рэп в своем социальном проекте против СПИДа, для которого сам оперативно писал музыку и тексты. Сейчас с Алексеем Федоровым (BBDO)  сделали для Яндекс Маркет хип/хап шутку. (смеется) Работа с шоу-бизнесом – вопрос исключительно иной среды обитания, это другая каста, другой диалог. Я очень собранный и люблю работать четко, эффективно и понятно, а в музыке немного другой стайл. Это такой совместный трип, в который вплетается работа, больше коммуникации, больше сидения в кальянных-квартирах-барах, болтовни о «высоком», чем конкретно съемок. Хотя, возможно, я в иллюзиях и не знаю этот мир… (смеется с ноткой добродушного сарказма)

В искусстве же нет четких границ, жанр не может быть плохим, это очевидно. Если это слабый рэп – я бы его точно снимать не хотел. Но это значит, что точно также я не хочу снимать плохой рок-н-ролл и слабую попсу. Короче, если будет интересное предложение – эротика, нигилизм, арт, бдсм, тверк, любовь, дети, алкоголь – обязательно сниму!

 

Какие свои профессиональные достижения на текущий момент считаешь реализованными?

Я научился спать перед съемками. Нервно, подрагивая айпедом на груди. И теперь  я просто занимаюсь, по сути, любимой работой. Я не жду откровений от рекламы, поскольку свои интимные эмоциональные вещи в ней уже реализовал. Сегодня я  работаю в удовольствие, наслаждаюсь процессом! Для меня, как для автора (а я пытаюсь оставаться не только исполнителем, но и автором), повторять одни и те же инсайты не очень интересно. Поэтому либо я ищу сегодня новые формы, жанры,  предлагаю свои прочтения, либо появляется действительно классная новая идея (или я забыл её среди 5000 уже снятых роликов – что тоже спасительно), которой не было за все те годы, что я работаю. Это меня стабильно заводит.

А вот фестивали рекламные не интересуют совершенно. И, если честно, никогда не интересовали, хотя какие-то награды прилипли сами по себе. Какой-то это посторонний для меня процесс. Не имеющий отношения к историям, что мы  снимаем. Вот классные ролики – это да! Бесконечный соблазн. Крутая социалка (да еще если с эффективностью реальной – типа, наших ребят усыновили) – это тоже мотивация, слезы, катарсис.

Или кайф от профессии – истории, кадры, приемы, музыка. Видишь хорошие  работы, думаешь – я мог бы лучше! И спать... (В этот момент Тигран неожиданно засыпает на пару минут). 

 

Что считаешь самым сложным в своей профессии на сегодняшний день?

Избежать выгорания. После определенного уровня востребованности и количества отснятого рекламного материала возникает чувство, что все уже снято и высказано. А нужно жить, любить и двигаться дальше. Рынок не прощает равнодушия. Как только режиссер выгорает, теряет желание делать классно и интересно, искать и предлагать – пропадает к нему интерес. Повторюсь, все крутится вокруг слова "энергия", и режиссер должен быть в центре этого вихря, вдохнуть её во всех авторов креатива и клиентов (уставших от битвы за огонь). "Не выгорать" – это умение, которое необходимо приобрести любому артисту. А уж в рекламе... (натужно кашляет) Я, в принципе, человек не равнодушный, очень педантичный к деталям, эмоциональный – мне всё важно, и это помогает. А еще в какой-то момент я просто перестал браться за чисто рекламные ролики. Я не снимаю истории, завязанные на продукте-фарме-творожке, про мам и пап, сидящих на кухне, в купе и так далее. В таких роликах не нужна режиссура, а по сути только адекватные менеджеры. Это может быть и опытный оператор со вкусом. Снять колбасу, льющийся шампунь или банальные эмоции, простые улыбки – для этого не нужен РЕЖИССЕР. Пожалуй, это – единственная моя прихоть. Высокомерна она или нет – не знаю, но она необходима для моего личного  выживания.

 

Есть такое мнение, что для видео-рекламы сокращаются места размещения. ТВ больше превращается в тематические узко-таргетированные ток-шоу, стриминговые сервисы работаю по подписке, что исключает показ рекламы... Спрос на видео-рекламу будет снижаться? 

Это вопрос, о котором по ночам в холодном поту думают многие специалисты нашей отрасли. Один мой товарищ, босс-рекламщик, однажды придя после встречи с представителями Google или чего-то там еще, был в ажиотаже, что "телек уходит, будущее полностью в интернете". Типа, "хана вам, режиссеры"... Но! А кто будет снимать и придумывать для интернета?  И даже когда всё перетечет в смартфоны, то кто "туда" будет снимать? Тут я понимаю, что нахожусь (вместе с моими коллегами, авторами контентов) в очень застрахованной зоне. Со времен Гомера, Шехрезады, ярморочных шутов, Шекспира и "Камеди Клаб" ничего не изменилось. Носители будут меняться и дальше, но творческий контент, историю генерить будут одни и те же люди – создатели историй. Они никуда не могут деться. А как контент  будет доходить до мозга человека – это дело технологий.

Вот что будет с медиа-баерами? Думаю, им хана, если они еще не перешли на новые площадки. Хотя они, конечно, перешли, не дожидаясь моего интервью.

 

Что еще, кроме рекламы?

Реклама – это религия с окровавленным алтарем. Кроме нее – только вино. Ну и еще я много лет параллельно создаю московский социальный проект "Против СПИДа". Там я выступаю в ролях: автора, режиссера, продюсера, агентства, арт-директора, диктора и пр. Каждый год снимаю три-четыре ролика, произвожу полиграфию, организовываю мероприятия. Когда-то это была моя творческая  хорошая отдушина – я мог поснимать эротические и драматические клипы под эгидой борьбы со СПИДом. Потестить рапидные камеры, стихи пописать. Что-то такое фривольно-эффектное, в клиповой эстетике. Мало денег, но зато удушающее доверие со стороны Комитета здравоохранения Москвы, который позволял нам так развлекаться. Сейчас эта тема, что предсказуемо, сдувается, поскольку Минздрав изменился, все зажали себя в кулачок и тема свободного креатива, особенно на такой подскрепной теме, как СПИД, ушла. Но работы остались, они достаточно красивы и лиричны – совсем другой контент, и я очень рад, что он у меня есть в портфолио.

https://reelsource.ru/en/profile/3153/work/21324

https://reelsource.ru/en/profile/3153/work/25555

А ещё какое-то время я занимался живописью, и только рождение дочек смогло оторвать меня от мольберта. Живопись любит одиночество, боль, ночь. Это не очень форматирующийся процесс. Но остались какие-то работы, были выставки, персональные в том числе. Мольберт умеет ждать…

С кино пока ничего не произошло, хотя были попытки. Одна была долгой, на 3-4 месяца слил всю рекламу, готовил танцевальный фильм. Не взлетело, потому что я был недоволен, хотелось идеального кастинга, но не смог этого добиться, хотя и пересмотрел многие тысячи людей. Не пришли и к идеальному сценарию... Идеализм пока немного мешает мне настроиться на кинематограф. А в рекламе я почти могу его реализовать и в этом балансе живу. Еще не вечер, думаю, не избежать мне попадания в кинопроцесс. Работы последних лет в рекламе – это всё бесконечные кино-эксперименты, жанры, сценки и 2:35.

 

 

Ты сказал про проблему с кастингом. Насколько велика разница в требованиях к актерам в кино и рекламе?

В кино сейчас ситуация лучше, кино превращается в индустрию, в рынок, который реально работает. Фильмами наконец занялись люди, АВТОРЫ, которые хотят зарабатывать на прокате, а не воровать на производстве. У актеров появились очевидные амбиции и заинтересованность в результате. Раньше актер бухал, дружил, тусовался. Ярко вспыхивал талантливой репликой – если талантлив, либо тупо нёс ересь в сериале – если бесталанный. А сейчас они бесконечно работают над собой, посещают актерские тренинги – в России, за границей. Сами продюсируют себя и интересные проекты. «Тренер» Козловского, «Клетка» Епифанцева и Прилучного – качество продакшена очень высокое. Это новый подход. Там точно есть амбиции, видимо есть и вознаграждение. Люди не хотят видеть себя в «говнопродакшене».

В рекламе совсем другая история. В рекламу часто попадают люди случайные. Амбиции актера реализовать в рекламе невозможно – нет материала. Либо это ранний этап становления актера – нужен любой опыт, нужны деньги. Либо от нечего делать человек любой профессии приходит на рекламный кастинг. Но я все равно люблю и наслаждаюсь процессом кастинга – это живое общение с очень разными людьми, фриками, обаяшками, обнаженными красивыми женщинами...

Редкие модели рекламы становятся хорошими профессионалами. Потому для нас рекламный кастинг – это всегда боль! Референс стандартный: Гослинг, Ди Каприо, Шарлиз Терон – а теперь найдите их в Капотне или в Митино. В рекламе актеры – это "мясо", на них всем наплевать, кроме режиссера, поскольку мне с ними работать и вообще это люди моей стороны. А все остальные относятся к ним как-то равнодушно, даже негативно, что парадоксально! Честно не понимаю, чем это вызвано. В рекламе их жестко эксплуатируют – так устроена индустрия. Редкий актер может оказаться не жертвой, а бенифициаром рекламного проекта. Гонорар стандартный актерский слишком мал в рекламе для того, чтобы этот рынок был интересным. Потому все чаще снимаем селебов. За хорошие деньги.

 

Говоря о тебе, как о режиссере, каким бы ты хотел себя видеть через 10 лет?

Стройным! (смеется, пережевывая кусок аппетитной пиццы)

Если останусь в рекламе, думаю, буду точно таким же, как сейчас – креативным, опытным и надежным человеком с неожиданными предложениями. Я быстро реагирую, выдаю много разных идей, нахожу решения, которые объединяют, а не "..бу мозги" – потому что так устроен. Ну а, возможно, к тому времени надоест мне мучиться на ночных съемках и продавать мобильные тарифы – стану  исполнителем блюза в барах. Или диктором подрабатывать – не пропадать же рту!

В творческой профессии нет универсального закона долголетия. Есть определенная мода, тренды. Я пережил несколько волн прихода в профессию новых людей. Какое-то время, условно в 2008-2012, рынок был очень статичен, с небольшим числом востребованных режиссеров (к счастью, я худо-бедно уже был в их числе), которые стабильно делали основной массив. Но вдруг хлынул поток молодых ребят, видеографов, которые оттянули на себя определенную часть работ. То было так неожиданно, что мы все всполошились: "Как, пришли новые люди и сразу начали снимать"? Мгновенные гонорары, пафос, возросшая самовлюбленность. А что, так  можно было?! Где дедовщина, период становления, где опыт? Да просто появились новые жанры, и они требовали новых людей. Назрел какой-то запрос у креатива, клиентов, общества – на модность, актуальность. Например, какие-то документальные вещи, связанные с молодежной средой. Потом мода поменялась. И так было несколько раз. Мне 44 года, я – мужчина, а не молодежная среда. И мне уже не интересно просто копировать флюоресцентные референсы, говоря о чистой эстетике. Отлично, что появляются молодые ребята, они приносят в профессию новый язык, который мы все обязаны понимать и перерабатывать. Поэтому, попереживав на эту тему, я успокоился и понял, что нахожусь на территории, где каждый, кто умеет интересно рассказывать – уникален. Так что мой рецепт нахождения в своей нише среди очередного подрастающего поколения молодых режиссеров – это быть собой и рассказывать истории!

Реклама – нестабильный рынок, постоянно требующий новых людей, которых можно эксплуатировать. Поскольку старые кадры однажды устают от эксплуатации. И молодым людям проще вступать в диалог со своими сверстниками. Но опыт подсказывает, что молодым авторам нужен хороший, взрослый и зрелый  исполнитель, чтобы получилось хорошо. Или наоборот. Молодому исполнителю  нужны опытные авторы. Кто-то должен быть опытным в этой схеме. В противном случае все будет скучно. На западе режиссеры работают долго. Пятидесятилетний режиссер считается мастером, а не стариком. В России чуть по-другому, с её множественными травмами психологическими. У нас общество поражено бесконечным количеством каких-то клише – сексистскими, возрастными, – взятыми из какой-то боли нашей исторической. Так что, стоит один раз со мной поработать, и люди сами придумают ярлык: "взрослый" ли я, или я "молодой", «спас проект» или вообще «крутой». Всё, мне кажется, на личном опыте  строится.

 

Кстати, про личные контакты...

Да, они важны. Как в любом бизнесе. Как в любом искусстве. Я не любитель личного в работе, очень ценю профессиональную этику. Когда мы все, классные и обаятельные, уважаем друг друга, вежливо и язвительно шутим, но делаем хорошие вещи. И не потому, что мы знакомы! Конечно, за годы у меня образовались творческие альянсы с авторами и креативщиками, у меня есть парочка крутых близких друзей в больших агентствах. Но я много лет выдерживал эту дружбу, как коньяк, без совместной работы. И они тоже. Для того, чтобы это не было дружбой конъюнктурной. Нам  всем нужны классные ролики. Это – единственная доктрина. И сейчас, если автор понимает, что для конкретного проекта нужен именно я, мы с удовольствием схлестнемся, и я буду с еще большим стрессом и уважением относиться к такой работе. Нельзя же подвести друга, нужно делать выше своих возможностей. Так что во всем этом очень мало выгодной дружбы, скорее дружба во имя результата и творческого удовлетворения. В остальном, дружить с кем-то ради успеха я не могу, не умею, не хочу. И не делаю этого.

 

Какие профессиональные качества больше всего ценишь в коллегах?

Вообще, во всех людях я люблю ум, обаяние, великодушие и скорость мышления. Пожалуй, больше и нечего добавить. Ах да, и красоту, конечно! Когда выбираю оператора или художника, думаю, пусть уж он будет красивым и обаятельным! Группа должна хорошо смотреться! А в клиентах и креативе – ценю умение доверять. Насколько круче получается, когда мы не соперничаем, а умножаем наши силы!

 

Когда выигрываешь тендер, команду формируешь ты или продюсер?

Конечно, хочу своих. Для меня это – как барное меню. Когда передо мной проект, я составляю на свой вкус некий сет из людей, с которыми хотел бы работать на данном проекте. Выбор учитывает не только задачи проекта, но и мои текущие ощущения, психологическое состояние. Мы все – одиночки, мы дружим, когда работаем. У нас почти нет «просто дружбы», когда мы на даче жарим шашлык. Она происходит во время съемок. А в том, что команд может быть много, я не вижу никакого предательства. Это большой мир, и как только люди залипают друг на друге в творческом плане, начинается определенное уставание. Это происходит уже через два-три совместных проекта. И это приводит к конфликту. К предсказуемости. Нужно ударяться краями, искрить и разбегаться снова, чтобы накопить разные энергии и через время встретиться. Согласен, чтобы и меня миксовали. У меня есть постоянные и любимые клиенты, но я всегда говорю, что не нужно меня звать на каждый ролик, это очень предсказуемо. Нужно делать паузу и давать время зарядиться.

 

Если начинающий режиссер тебя попросит поделиться секретами успешной карьеры, что бы ты ему перечислил? 

Нет такого универсального подхода, который что-то гарантирует. Мы не можем объективно оценить талант, и уж тем более талант не может объективно оценить самого себя.

Я, например, хороший презентор-рассказчик, со мной людям нравится общаться. (это правда! - прим. редакции). И это умение я эксплуатировал, убеждая и заманивая людей в свои черные бесталанные сети. Так же (как и многие ребята из 2000-х) я брал на себя ответственность – сэлф-продакшен, креатив, финансовые риски, эксперименты, работа напрямую с клиентом – это не просто быть «художником», а быть бизнес-партнером, подрядчиком, отвечать за хороший результат, разруливать косяки, сниматься в гей-порно (!).  Для меня и сейчас это важно – не только в шоу-рил поставить работу, но и чтобы она продавала, работала на клиента. Это этика моей профессии. Так себе придумал.

Невозможно просто ходить позитивно по фудкортам и механически участвовать в тендерах. Если хочешь быть режиссером и сделал ставку на рекламу, но не выигрываешь эти гребанные тендеры (неожиданно пропадает звук, Тигран активно шевелит губами и жестикулирует) – значит, чего-то ты не делаешь, малыш... Не снимаешь, а должен снимать. Делай фейковые ролики, ставь их в свой рил! Придумывай проект на ютюбе! Напиши музыку – сними клип. Человек, который сидит ровно и ждет заказов, смонтировав шоурил, скорее всего – проиграет. Не ждите рекламного заказа, предлагайте, навязывайте свои услуги брендам! Сегодня мир таков, что специалист не может рассчитывать на успех, оставаясь в рамках своей узкой специальности. Активно продюсируйте самого себя. Ну или нужно найти агентов, такая профессия тоже появилась. Для молодого, современного, нежного и хрупкого человека это может быть хорошим решением.

 

Что больше всего любишь делать, когда не занят работой?

Люблю... своих детей, свою семью. Много усилий вложил во всё это. Наверное то, что я не ушел в кинематограф, отчасти связано с образом жизни, который мне нравится вести. Даже пропадая на каких-то сложных съемках, я через три дня точно вернусь к своим девочкам. Пока такие приоритеты. Хотя пупсики растут...

Еще отчаянно увлечен мотоциклами (в гараже всегда строю очередной Харлей-Триумф – уезжаю кататься по Европе 1-2 раза в год. Гитарами (всех видов), ножами, живописью, дизайном интерьеров, алкоголем, спортом (дозированно, и в последнее  время). Очень люблю музыку, все свое свободное время посвящаю этому бессмысленному увлечению!

Вот, пожалуй и все! (смеется, плачет, принимает Фенозепам)

 


(с) 2019 ReelSource

Фотоматериал предоставлен Тиграном Бежановым.