Лена Цодыковская, режиссер. Интервью.

May 15, 2017

 

Лена Цодыковская, режиссер российского происхождения, уже несколько лет живет в США и работает на два континента. В России снимает рекламу, в Америке  кино. По рекламе известна своей работой с Александром Овечкиным для банка "Открытие"; трогательным роликом для "Ростелеком"; экспрессивным видео для косметического бренда Divage. Лена рассказала нам о десяти самых важных изменениях, которые с ней произошли после переезда в США. 


 

"There's no such thing as a small job".

В США я успела поработать на очень многих мелких должностях и невероятно этим горжусь. Так узнаешь производство изнутри, знакомишься с людьми, но самое главное – твой подход к работе меняется.

Для меня поворотным моментом стала стажировка в одной компании по пост-продакшену на крупнейших картинах и шоу. Моя работа заключалась в том, чтобы приходить за 15 минут до открытия, варить кофе и раскладывать пончики, переподключать провода в монтажках, настраивать Avid. В буклете для стажеров, помимо всех вводных, было написано:­ "Remember, there's no such thing as a small job". Меня настолько это вдохновило, что стало абсолютным кредо на всю жизнь. Тогда я подумала: " Черт, если я буду варить кофе, то это будет самый лучший кофе, который они когда­-либо пили". Многие пренебрежительно относятся к мелкой работе, полагая, что они выше этого. Я считаю, нужно цепляться за любую возможность продемонстрировать себя. Если ты серьезно и ответственно относишься к мелкой задаче, то люди понимают, что тебе можно доверить большую. Благодаря этому принципу в моей жизни открывается много дверей. От малого к большому; от ступени к ступени; от кофе к корпоративному фильму; от маленьких бюджетов к большим; от независимого кино к студийному. Step by step. И на всех уровнях есть место для принципа ­"There's no such thing as a small job".

­

Нет универсальной формулы, у каждого свой путь.

Главное, быть максимально активным творчески. Много снимать и снимать на страсти и вдохновении от того, что делаешь. Потому что в итоге, самое ценное и единственное, что может дать работу –­ это портфолио. Связи, возможности, удача –­ невероятно важно. Но все это не имеет значения без бомбического материала, который можно показать. И какой же это кайф –­ показывать работу, которой гордишься. Это редкость, мы все перфекционисты и всегда недовольны внутри. Но это планка, которую необходимо ставить себе на каждом проекте, за который берёшься. Мы же все пришли в эту профессию на страсти, которую, вместе с  амбициями, важно нести в себе всю жизнь. 

 

Живая природа, пульсирующая энергия и любовь стали моими самыми любимыми инструментами. Конечно, мы создаем миры, это большая часть нашей профессии, но мои миры всегда основаны на естественной природе. С актерами мне важно увидеть, как они чувствуют материал, без моих вводных, и только затем начинать с ними работать. Локации обязательно нужно смотреть при естественном освещении, и только затем их дорабатывать, переосмысливать. Мы же работаем с живыми организмами. Не использовать их естественную органику –­ значит отрезать крылья материалу. Стилизованность, конечно, люблю, но в моем мире она тоже должна жить по законам какой­-либо природы. Иначе получится постановочно. Меня вдохновляют живые вещи, полные своей уникальной энергией, и я люблю просто двигать их в нужном направлении. 

 

Люблю проигрывать. Когда я это говорю, все очень удивляются. Но проигрыш, для меня лично,­ это самый мощный толчок. Бывает, такая невероятная лажа случается, и ты приезжаешь домой и в машине сидишь час, потому что выйти не можешь – накрывает обида, разочарование, безысходность. И вообще кажется, что все – это катастрофа и конец. Это состояние обязательно нужно пережить, пропустить через себя и прочувствовать. Потому что наутро всегда­ просыпаешься с таким приливом энергии и желанием доказать, что ты можешь! Как правило, за тяжелым проигрышем следует феерическая победа, и самое главное –­ хороший урок.

 

Нужно быть как Kobe Bryant.

Потому что он играет как бог, и тренируется как маньяк. Даже набрав 60 очков в финальной игре своей карьеры, он не пошел тусоваться. Сказал журналистам: "Вы что, обалдели? Мне завтра вставать в 6 утра на тренировку". Успех всех спортсменов, музыкантов, танцоров и прочих талантов лежит в тренировках, разработке мышц, проработке движений, ударов... В нашей профессии это тоже есть. Прошло много времени с тех пор, как я закончила университет, но продолжаю делать упражнения. Снимаю короткие сцены на 1­-2 страницы с друзьями для себя, как в школе. Тренирую постановку камеры, работу с актером, монтаж. Смотрю, как миллиметровая разница в положении камеры влияет на историю. Пробую какие­-то новые приемы, экспериментирую. Всегда есть что потренировать. Всегда есть что­то, чего боишься. Слава Богу, наша профессия ­–­ это бесконечный поиск. Мне кажется, здесь невозможно достичь потолка. Всегда есть, чему учиться и это необходимо делать.

 

"Всегда работай с людьми, которые в тысячу раз круче тебя". Это то, что я стараюсь делать всегда. Они принесут в общий результат невероятный уровень, и тебе самому будет чему у них научиться. Ненавижу микроменеджмент. Если в каком­-то департаменте до этого доходит, значит ты что­-то сделал не так, подобрал не тех людей или плохо поставил задачи. 

 

"Женская режиссура" не означает "женское кино". Так же, как мужская ­ не означает мужское. Не важно, делаешь ты хардкорный экшен или инди­-драму – это вопрос исключительно авторского вкуса. Мы все, как авторы, очень разные, и все чувствуем по­-своему. Именно поэтому так важно, чтобы на рынке было равное соотношение женщин и мужчин, чтобы был баланс и того и другого. Тогда кино в целом – как язык, как искусство, как процесс, – будет максимально объемным. Очень люблю совмещения, контраст противоположностей. Люблю, когда хрупкие девушки ставят или снимают агрессивные, жесткие истории; люблю, когда брутальные парни ставят и снимают чувственные, тонкие вещи. Мне кажется, тогда как­-будто разные миры сходятся воедино, чтобы стать чем­-то уникальным. 

 

Я с осторожность пытаюсь применять свой опыт из США, когда работаю на проектах в России, и наоборот. В целом, это два разных организма, каждый из которых уникален. И чтобы добиться результата, необходимо найти подходящий ему язык, а не пытаться привнести что-­то, что против шерсти. У рабочего процесса тоже есть своя географическая природа. 

 

В США, король всего и самый главный двигатель карьеры режиссера ­– это original content и unique voice. Ценится уникальность. Это особенно ощущается в L.A. Здесь, когда ты встречаешься с агентами, они задают три вопроса: "What can you show? Where do you see yourself in ten years? What do you have? (в смысле, какие у тебя есть идеи и сценарии)". Их задача – понять, на чем построить твою карьеру, каков твой уникальный голос, и есть ли у тебя материал, с которым уже можно работать и который зацепит потенциальных партнеров. 

­

Самое главное, чему я научилась в Колумбийском Университете, это пожалуй следующее:

1. Сила командной работы.

2. Режиссура ­– это складывание не визуального пазла, а эмоционального. Не того, что зритель видит, а того, что он чувствует.

3. Актер – это не инструмент, а твой друг. И моя задача помочь сделать его работу максимально хорошо. Это, кстати, относится ко всем департаментам.

4. Границ не существует – ни в творчестве, ни географически.

5. Репутация ­– один из самых главных элементов карьеры.

6. Твой голос ­– самый главный инструмент, и никому нельзя позволить его сломать. Как бы странно и неправильно он ни звучал, по сравнению со всеми другими, если он звучит уверенно и непоколебимо, то его примут и за ним потянутся. Только самые необычные и яркие голоса слышно в этой огромной толпе.

 


Фотоматериал из личного архива Елены Цодыковской.