Лена Цодыковская, режиссер. Интервью.
May 15, 2017
Лена Цодыковская, режиссер российского происхождения, уже несколько лет живет в США и работает на два континента. В России снимает рекламу, в Америке – кино. По рекламе известна своей работой с Александром Овечкиным для банка "Открытие"; трогательным роликом для "Ростелеком"; экспрессивным видео для косметического бренда Divage. Лена рассказала нам о десяти самых важных изменениях, которые с ней произошли после переезда в США.
"There's no such thing as a small job".
В США я успела поработать на очень многих мелких должностях и невероятно этим горжусь. Так узнаешь производство изнутри, знакомишься с людьми, но самое главное – твой подход к работе меняется.
Для меня поворотным моментом стала стажировка в одной компании по пост-продакшену на крупнейших картинах и шоу. Моя работа заключалась в том, чтобы приходить за 15 минут до открытия, варить кофе и раскладывать пончики, переподключать провода в монтажках, настраивать Avid. В буклете для стажеров, помимо всех вводных, было написано: "Remember, there's no such thing as a small job". Меня настолько это вдохновило, что стало абсолютным кредо на всю жизнь. Тогда я подумала: " Черт, если я буду варить кофе, то это будет самый лучший кофе, который они когда-либо пили". Многие пренебрежительно относятся к мелкой работе, полагая, что они выше этого. Я считаю, нужно цепляться за любую возможность продемонстрировать себя. Если ты серьезно и ответственно относишься к мелкой задаче, то люди понимают, что тебе можно доверить большую. Благодаря этому принципу в моей жизни открывается много дверей. От малого к большому; от ступени к ступени; от кофе к корпоративному фильму; от маленьких бюджетов к большим; от независимого кино к студийному. Step by step. И на всех уровнях есть место для принципа "There's no such thing as a small job".
Нет универсальной формулы, у каждого свой путь.
Главное, быть максимально активным творчески. Много снимать и снимать на страсти и вдохновении от того, что делаешь. Потому что в итоге, самое ценное и единственное, что может дать работу – это портфолио. Связи, возможности, удача – невероятно важно. Но все это не имеет значения без бомбического материала, который можно показать. И какой же это кайф – показывать работу, которой гордишься. Это редкость, мы все перфекционисты и всегда недовольны внутри. Но это планка, которую необходимо ставить себе на каждом проекте, за который берёшься. Мы же все пришли в эту профессию на страсти, которую, вместе с амбициями, важно нести в себе всю жизнь.
Живая природа, пульсирующая энергия и любовь стали моими самыми любимыми инструментами. Конечно, мы создаем миры, это большая часть нашей профессии, но мои миры всегда основаны на естественной природе. С актерами мне важно увидеть, как они чувствуют материал, без моих вводных, и только затем начинать с ними работать. Локации обязательно нужно смотреть при естественном освещении, и только затем их дорабатывать, переосмысливать. Мы же работаем с живыми организмами. Не использовать их естественную органику – значит отрезать крылья материалу. Стилизованность, конечно, люблю, но в моем мире она тоже должна жить по законам какой-либо природы. Иначе получится постановочно. Меня вдохновляют живые вещи, полные своей уникальной энергией, и я люблю просто двигать их в нужном направлении.
Люблю проигрывать. Когда я это говорю, все очень удивляются. Но проигрыш, для меня лично, это самый мощный толчок. Бывает, такая невероятная лажа случается, и ты приезжаешь домой и в машине сидишь час, потому что выйти не можешь – накрывает обида, разочарование, безысходность. И вообще кажется, что все – это катастрофа и конец. Это состояние обязательно нужно пережить, пропустить через себя и прочувствовать. Потому что наутро всегда просыпаешься с таким приливом энергии и желанием доказать, что ты можешь! Как правило, за тяжелым проигрышем следует феерическая победа, и самое главное – хороший урок.
Нужно быть как Kobe Bryant.
Потому что он играет как бог, и тренируется как маньяк. Даже набрав 60 очков в финальной игре своей карьеры, он не пошел тусоваться. Сказал журналистам: "Вы что, обалдели? Мне завтра вставать в 6 утра на тренировку". Успех всех спортсменов, музыкантов, танцоров и прочих талантов лежит в тренировках, разработке мышц, проработке движений, ударов... В нашей профессии это тоже есть. Прошло много времени с тех пор, как я закончила университет, но продолжаю делать упражнения. Снимаю короткие сцены на 1-2 страницы с друзьями для себя, как в школе. Тренирую постановку камеры, работу с актером, монтаж. Смотрю, как миллиметровая разница в положении камеры влияет на историю. Пробую какие-то новые приемы, экспериментирую. Всегда есть что потренировать. Всегда есть чтото, чего боишься. Слава Богу, наша профессия – это бесконечный поиск. Мне кажется, здесь невозможно достичь потолка. Всегда есть, чему учиться и это необходимо делать.
"Всегда работай с людьми, которые в тысячу раз круче тебя". Это то, что я стараюсь делать всегда. Они принесут в общий результат невероятный уровень, и тебе самому будет чему у них научиться. Ненавижу микроменеджмент. Если в каком-то департаменте до этого доходит, значит ты что-то сделал не так, подобрал не тех людей или плохо поставил задачи.
"Женская режиссура" не означает "женское кино". Так же, как мужская не означает мужское. Не важно, делаешь ты хардкорный экшен или инди-драму – это вопрос исключительно авторского вкуса. Мы все, как авторы, очень разные, и все чувствуем по-своему. Именно поэтому так важно, чтобы на рынке было равное соотношение женщин и мужчин, чтобы был баланс и того и другого. Тогда кино в целом – как язык, как искусство, как процесс, – будет максимально объемным. Очень люблю совмещения, контраст противоположностей. Люблю, когда хрупкие девушки ставят или снимают агрессивные, жесткие истории; люблю, когда брутальные парни ставят и снимают чувственные, тонкие вещи. Мне кажется, тогда как-будто разные миры сходятся воедино, чтобы стать чем-то уникальным.
Я с осторожность пытаюсь применять свой опыт из США, когда работаю на проектах в России, и наоборот. В целом, это два разных организма, каждый из которых уникален. И чтобы добиться результата, необходимо найти подходящий ему язык, а не пытаться привнести что-то, что против шерсти. У рабочего процесса тоже есть своя географическая природа.
В США, король всего и самый главный двигатель карьеры режиссера – это original content и unique voice. Ценится уникальность. Это особенно ощущается в L.A. Здесь, когда ты встречаешься с агентами, они задают три вопроса: "What can you show? Where do you see yourself in ten years? What do you have? (в смысле, какие у тебя есть идеи и сценарии)". Их задача – понять, на чем построить твою карьеру, каков твой уникальный голос, и есть ли у тебя материал, с которым уже можно работать и который зацепит потенциальных партнеров.
Самое главное, чему я научилась в Колумбийском Университете, это пожалуй следующее:
1. Сила командной работы.
2. Режиссура – это складывание не визуального пазла, а эмоционального. Не того, что зритель видит, а того, что он чувствует.
3. Актер – это не инструмент, а твой друг. И моя задача помочь сделать его работу максимально хорошо. Это, кстати, относится ко всем департаментам.
4. Границ не существует – ни в творчестве, ни географически.
5. Репутация – один из самых главных элементов карьеры.
6. Твой голос – самый главный инструмент, и никому нельзя позволить его сломать. Как бы странно и неправильно он ни звучал, по сравнению со всеми другими, если он звучит уверенно и непоколебимо, то его примут и за ним потянутся. Только самые необычные и яркие голоса слышно в этой огромной толпе.