Victor Perez - DIRECTOR, WRITER, VISUAL EFFECTS ARTIST
February 1, 2021
В декабре уходящего года мы взяли интервью у Виктора Переса – испанского кинорежиссера, сценариста и художника по визуальным эффектам с более чем 20-летним опытом работы. Он работал над рядом голливудских фильмов, в их числе «Темный рыцарь: восстание», «Изгой-один: история звездных войн», «Гарри Поттер и Дары смерти», «Пираты Карибского моря: На странных берегах».
Виктор – член престижного общества визуальных эффектов (VES), соавтор и участник всемирно известной Nukepedia и сертифицированный NUKE® Master by Foundry®. Он также работал и проводил исследования со студиями-лауреатами премии Academy Award®, такими как Double Negative, Cinesite и Union. Его исследования в области визуальных эффектов были опубликованы в FXPHD и CMIVFX и получили признание публики во всем мире. С тех пор он проводит мастер-классы по всему миру в различных компаниях, таких как Pixar Animation Studios, The Animation Workshops и Escape Studios.
Виктор, в твоей биографии на IMDB говорится, что тебя сильно вдохновили «Звездные войны», и это было в твоем детстве. А еще, готовясь к нашей встрече, мы посмотрели твое выступление на TED, где ты сообщил, что в 28 лет в твоей жизни произошло событие, которое положило начало твоему профессиональному пути. Каким конкретно был твой первый шаг в профессии? И, оглядываясь назад, гордишься ли ты своей первой работой?
О, да – первая работа! Мне было 16 лет, я еще в школе учился. К тому времени я активно использовал Photoshop уже в течение нескольких лет, но впервые решил напечатать одну из своих работ. В то время, в середине 90-х, был бум на цифровую продукцию. Итак, я пошел в одну из студий распечатать на цифровом принтере свои работы, и владелец сказал мне: "Эй, это очень хорошее изображение! Неужели это ты сделал?" И я ответил: "Да, я это придумал и сделал". Ему очень понравились мои работы и он пригласил меня работать в эту студию. И это было очень круто, потому что я был самым молодым в этой студии. Но меньше чем через месяц я уже учил других сотрудников студии пользоваться Photoshop. Так я впервые понял, что могу получать деньги за свое развлечение. Честно, я и до сих пор не верю, что мне платят за мои развлечения! (смеется) Так что с тех пор ничего не изменилось. Во многом для меня было вполне естественно просто начать это делать.
А начинал я в шесть лет с фотографии, потому что мой брат – фотограф. И у него был один из самых первых компьютеров и цифровой сканер. Он был большим новатором и всегда любил технологии. И мне посчастливилось иметь доступ к этой технологии в очень, очень раннем возрасте. Поэтому, когда мне было 14, и компьютер были чем-то совершенно новым для очень многих, я с нми уже освоился. Так что для меня эволюция в сторону простого манипулирования пикселями и работы с изображениями была вполне естественной.
Помню, с друзьями делали имитацию Mortal Kombat – мы записывали себя, а потом я манипулировал и "отрезал" нам руки. Моя мама была в полном ужасе! (смеется) Но для меня это было очень весело. Но, знаете, уже начав работать и получая оплачиваемые заказы, мне всегда хотелось работать над большими фильмами. Все потому, как вы уже сказали, когда я впервые увидел "Звездные войны" – это просто потрясло меня. Я увидел на экране мир, которого не существует. И я знал, что кто-то создает тот мир, который невозможно было реализовать на экране. Поэтому я всегда хотел создать невозможное. Но, знаете, и это то, что я сказал в своем выступлении на TED. Я просто включил контекст своей жизни и спросил себя, чего же я хочу? И я сказал: «Хорошо, я просто буду снимать фильмы, я собираюсь снимать большие фильмы». И меньше чем через год я уже работал над фильмами. Мне очень повезло, потому что я помогал многим людям, многим хорошим друзьям, которые у меня есть. И они помогли мне осуществить мою мечту. Но я работал ради своей мечты. Никто не дал мне это просто так. Так что я работал, учился и жил своей жизнью. А потом я обнаружил, что расту так естественно, потому что мне нравится то, чем я занимаюсь. Это очень простой секрет: мне нравится то, что я делаю. Так что я не чувствую, что работаю. Конечно, это сложно, но я все равно это делаю. Даже если мне не будут платить, я сделаю это для себя, для личной работы или чего-то еще, потому что я люблю свое ремесло. Единственная разница в том, что теперь мне очень хорошо платят за то, что я делаю то, что люблю. Это единственная разница.
В наши дни, что бы ты порекомендовал новичкам, чтобы начать работу? А каковы твои рекомендации по программному обеспечению? Навыки какие-то, особые знания, ну и так далее.
Что ж, если вы хотите углубиться в композитинг, вам следует начать использовать NUKE. Это программное обеспечение, являющееся отраслевым стандартом. Для композитинга вам понадобится набор навыков и особый образ мышления. Вот почему NUKE использует другую систему, которую я считаю очень простой. Вам фактически нужно управлять данными и взаимодействовать между различными этапами компиляции. Так что NUKE - мой фаворит, потому что был разработан людьми из отрасли для людей в отрасли. И что особенно приятно, они не просто разрабатывают программное обеспечение, а общаются с основными студиями профессионалов отрасли, в том числе и со мной. Вы можете получить обратную связь с ними и сказать им: "Эй, это требует улучшений! Или. Почему у вас нет этих новых функций?". Таким образом, в каждой новой версии программного обеспечения вы фактически работаете так, как каждый специалист в отрасли. Вот почему для меня, если вы хотите серьезно начать работать в отрасли в качестве композера, первое, что нужно сделать, это изучить программное обеспечение, которое само по себе не дает вам ничего. Это как с карандашом. Если он у вас есть, не значит, что вы художник. Так что вам нужно изучить технику. Но дело в том, что вы можете стать лучшим художником в мире, если у вас нет карандаша. Вот в чем дело. Так что, если хотите начать, вы должны использовать инструменты профессионалов.
Мы знаем о NUKE как о мировом индустриальном стандарте. А еще, что тебя называют гуру нему. Пожалуйста, для тех, кто не слишком разбирается в CGI или VFX, в чем основное и главное его отличие от конкурентов?
Действительно, лучшая часть – это отраслевой стандарт, а это значит, что каждая студия в мире, которая занимается визуальными эффектами, будет использовать NUKE для композитинга. Затем, это возможности NUKE с точки зрения интеграции с другим программным обеспечением. Вы можете создавать свои инструменты для NUKE на Python, можете создавать внутри компиляторы на C ++ , важные совместимые плагины. Это очень универсальный инструмент с возможностями, которых нет во многих других программах.
Все это для меня важно, но не главное. Ключ в том, что Foundry (компания, которой принадлежит NUKE) работает с отраслью. Таким образом, каждая разработка этого программного обеспечения основана на опыте мировой индустрии. Это означает, что программное обеспечение кажется органичным, когда вы его используете.
Очень часто приходится слышать критику в адрес фильмов, в которых неоправданно большое количество визуальных эффектов, и недостаток самой истории. Ты ведь работал и в роли режиссера? Как совмещать внутри себя-режиссера это ощущение истории, с одной стороны, и визуальные эффекты с другой? Насколько это сложно?
Когда я был ребенком, любил смотреть фильмы и даже снимал свои собственные с друзьями. И меня не волновало совершенство изображения. Но меня волнуют эмоции, которые я получаю. Вспомните первые "Звездные войны". Они не безупречны с точки зрения технологий. Помню, когда смотрел эту VHS кассету, качество было действительно дерьмовым, но история настолько хороша, что я не могу до сих пор забыть тот опыт. Вот почему для меня главное – это история.
Как режиссер ты снял отмеченный наградами короткометражный фильм «Другая любовь». И в своем Instagram написал: «Столько наград! Это немного смущает». Это было забавно и очень скромно. Но давай поговорим о твоем фильме «Эхо». На твоем веб-сайте сказано, что в нем используется новаторская, никем не использованная ранее технология управления движением. Можно об этом чуть поподробнее?
Да, это было снято три года назад. Мы смогли задействовать нашу компанию из Стокгольма. Впервые в истории нам удалось синхронизировать две камеры motion control. Мы использовали Maya для создания виртуального ощущения и виртуальных камер, и мы разработали алгоритм для воссоздания отражения изображения в зеркале. Но на съемках зеркал вообще не было. И тогда мы создали ощущение зеркала с помощью второй камеры. Таким образом, каждая камера имела угол отражения другой камеры. И, знаете, это была серьезная работа, но её оказалось недостаточно. И тогда мы добавили туда новый слой, чтобы произошла задержка времеми. Таким образом, мы смогли получить отражение как от другой камеры, но в другом положении во времени. Так что у нас было 10 секунд в будущем, когда мы снимали. Итак, одна камера на самом деле снимала раньше другой, по нашему расчету угол отражения второй камеры в конкретное время. А еще этого было недостаточно, мы параллельно хотели исказить время. Звучит сложно, и у нас было много головной боли по созданию этой технологии.
Написал я эту историю примерно за восемь лет до того, как мы её снимали. История основана на сновидении о ком-то, кто просто смотрит на себя со стороны, искажено время и происходящее вокруг кажется невозможным. Я просто написал это как упражнение для себя, потому что оно мне понравилось. Но было совсем непонятно, как это снимать? Так что я просто отложил сценарий в долгий ящик. Однажды я снимал рекламу в студии в Стокгольме и просто обсуждал этот свой сценарий с коллегами. И мы решили, что попробуем его реализовать. Итак, я представил проект.
И это было так круто, потому что мы смогли увидеть сцену в Maya, а затем перенести эту сцену на съемочную площадку с помощью проектора, сделанного на потолке студии. В результате мы воссоздали в студии настоящую странную проекцию компьютера. Это было похоже на пребывание внутри сцены, трехмерной сцены компьютера.
В то время мне снова казалось, что я играю, но на самом деле мы не использовали сложные хардкорные инструменты. Вначале я был немного скрытным, поэтому об этом мало кто знал. И когда я показывал этот фильм в Лондоне, все подумали: «Вау, сколько вы это делали? Но мы просто собрали эти штуки. Когда я объяснял людям эту технику, было интересно смотреть на их раекцию. Мне просто очень повезло, что вокруг меня есть правильные люди, которые умеют делать правильные вещи. Мы просто играли вместе, все просто делали то, что им нравится. Конечно, на это у меня ушло почти три года, потому что я занимался этим в свободное время. Но когда вы видите результат, я должен сказать, что сегодня я очень горжусь этим трофеем, потому что он был сделан несколькими друзьями, пытающимися повеселиться!
Да, звучит как волшебство! В планах есть новые режиссерские работы?
О да, на самом деле в этот самый момент разрабатываю cвой первый полнометражный фильм как режиссер. Знаете, при всей этой неразберихе чрезвычайной ситуации с коронавирусом продакшн пока не анонсирует проект и я не могу много о нем говорить. Скажу лишь, это киберпанк о классической музыке. И это будет то, чего вы никогда раньше не видел. Очень хочу, чтобы все смотрели этот фильм. Производство начнется в следующем году.
Искренне желаем успеха! Виктор, в декабре ты принял участие в CG-event в Москве, которое на этот раз проходило в формате онлайн-мероприятия. О чем был твой мастер-класс?
Я рассказывал о подборе мест для съемок, как я это делаю для своих проектов, как я работаю. Важно хорошо планировать процесс и у вас должны быть подходящие инструменты. Во время освоения места съемки в моем рюкзаке всегда есть три очень маленьких элемента оборудования, и я могу просто провести измерения и сделать достаточно фотографий, чтобы полностью воссоздать сцену в цифровом виде на компьютере. В результате у меня заранее есть реплика, которая, возможно, не идеальна в масштабе, но я могу её использовать.
Недавно мы брали интервью у продюсера, и он сказал, что, вероятно, лет через пять появится такое приложение, когда пользователи смогут загружать свои сценарии и референсы, и за относительно небольшие деньги получать готовые видеоролики и музыкальные клипы. Такие компании, как Vimeo, уже накопили огромное количество фонов, которые можно покупать и использовать в своих работах. И нам кажется, что такая идея вполне реальна. Что ты об этом думаешь?
Думаю, это произойдет даже раньше. Думаю, прямо сейчас кто-то над этим работает. Посмотрите на тренды вокруг: нейронные сети, компьютерное обучение. И компьютеры действительно хорошо с этим справляются. Все, что связано с математикой, неизбежно будет выполняться компьютером. Но они не умеют работать с эмоциями. Эмоции очень сложны до определенного момента. Так что кино все равно будет создаваться людьми.
Расскажи, пожалуйста, о самых ярких своих работах, которые можно увидеть в твоем шоуриле.
В моем шоуриле есть два ролика, которые мне очень близки, и я объясню почему. Один - это кадр из истории «Звездных войн». Прежде всего потому, что я всегда хотел поработать над этим фильмом, он один из моих любимых. Но не только поэтому. Причина в том, что меня попросили сделать кадры полностью на CGI, что означает, что каждый пиксель синтетический, был создан компьютером для того, чтобы выглядел как настоящий. Серьезно. Так что тот, кто смотрит на картинку, не заметит, что это изображение было создано на компьютере. Это, знаете ли, такое искусство скрывать искусство, которое, мне больше всего и нравится в работе композера. Так вот, этот конкретный кадр создавался по оригиналу сцены из фильма Джоржа Лукаса 77-го года. И он задумывал ту сцену очень большой, полную людей и форм, но он не мог, потому что технологии того времени и бюджет не могли позволить сделать этот снимок в таком видении. Кстати, в том же интервью, в котором Джордж Лукас сказал, что не смогу реализовать свое видение первых "Звездных войн", которые вы видите, на самом деле составляют 10 процентов того, что он задумывал. Хорошо, и эта отсылка к кадру, которую я получил от режиссера Гэри Селлерса. Он сказал: "Вы знаете, это изображение для Джорджа, чтобы он увидел этот снимок именно так, как он хотел". И было очень приятно, что меня об этом попросили. Это действительно здорово!
И затем есть еще один кадр, очень, очень особенный в эмоциональном плане, потому что я помню, как смотрел подобную сцену много-много лет назад. Я всегда хотел поработать над фильмом о Бэтмене, потому что для меня Бэтмен был первым, куда мой отец кв далеком 89-м году водил меня в кино. И я сказал: "Вау, я бы хотел поработать над фильмом о Бэтмене". А еще мне очень нравится режиссер Кристофер Нолан. И вот однажды у меня появилась возможность поработать над фильмом его про Бэтмена «Темный рыцарь». Вот такая двойная удача!
Виктор, спасибо за интересное и содержательное интервью. Последний вопрос. Недавно в твоем Instagram был анонсирован индивидуальный онлайн-курс. На кого он рассчитан? Можешь чуть подробнее об этом?
Это онлайн-наставничество один на один. И рассчитан на любого - от новичка до продвинутого профессионала. Нет никакого определенного ограничения по продолжительности, программе обучения - все абсолютно индивидуально. Пока я могу поделиться накопленным опытом и знаниями - я готов это делать!
(с) ReelSource.ru - февраль 2021