Интервью с оператором-постановщиком Максимом Жуковым.
April 1, 2016
Максим, привет! Расскажи немного о себе. Как пришел в индустрию?
Закончил операторский факультет ВГИКа. В профессию меня привел мой отец. Он тоже закончил операторский и в какой-то момент открыл ее для меня. Я учился тогда в десятом классе школы. Пошел на подготовительные курсы, тогда же увлекся фотографией. Вот так постепенно полюбил свое дело и понял, что больше ничем другим не хочу заниматься.
Как-то в разговоре ты упоминал, что детство провел вдалеке от России. Можешь немного об этом?
Да, детство я провел в Сингапуре и Австралии. Родители были там по работе и уже в год меня увезли. До 14-15 лет я жил там, время от времени прилетая в Россию.
Как ты считаешь, на тебя, как на профессионала сегодняшнего дня, сильно повлияло то окружение?
Думаю, нахождение там немного повлияло на мой менталитет и отношение к вещам. Ну и образование там несколько иное.
Многие шутят, что, мол, было бы у нас побольше солнца в течении года, мы бы здесь видели мир по другому. На тебя, как художника, буйство австралийских красок повлияло? Или это надуманное утверждение?
В детстве не особо обращаешь на такие вещи внимание – все вокруг и так прекрасно. Различие начинаешь понимать только в зрелом возрасте. Цвета, безусловно, другие. И большее количество солнца делает жизнь комфортнее – и в быту, и в профессии.
Вообще, в разных странах цвета различаются. Один и тот же по разному может восприниматься.
Ты много путешествуешь по работе? Где больше всего понравилось?
В целом много. Не могу выделить отдельное место. Мне нравится везде! Люблю снимать в новых местах и воспринимать культуру разных стран.
Ты себя относишь к уже состоявшимся профессионалам?
К состоявшимся пока еще нет.
Как охарактеризовать состоявшегося профессионала?
Для меня это, прежде всего, огромный опыт, правильная постановка цели и ее точное достижение.
А возможно достичь профессионализма только опытом, без специального образования?
Думаю, можно. Главное, чтобы было желание делать то, что ты любишь, захватывающе рассказывать истории.
Многие говорят, что сегодня можно взять камеру и сразу начать снимать. По-твоему, насколько важна роль киношколы в наши дни?
Что касается операторского искусства, то, при наличии хорошего мастера, киношкола играет важную роль в становлении. Это как 10-ти летний опыт работы в опытной съемочной команде на площадке. Киношкола позволяет совершать ошибки, которые недопустимы в реальной жизни. И пока ты их сам не совершишь, трудно осознать из наличие.
Сколько тебе лет?
29.
Этой осенью в прокат выйдет фильм-событие «Викинг», где ты работал оператором второго юнита. Какие твои впечатления?
Для меня это был совершенно новый опыт. Никогда раньше не сталкивался с таким масштабом, историческим повествованием.
Я очень благодарен Игорю Гринякину за приглашение и доверие. Для меня это были сплошные плюсы – и в профессиональном, и в эмоциональном плане, а также знакомство с новыми людьми. Редко такой шанс выпадает! Нигде в мире нет возможности работать на картине такого уровня, если у тебя нет сорокалетнего опыта. Нам доверили и у нас был шанс проявить себя и доказать свои способности.
Самое большое впечатление?
Масштаб производства. Энергия Андрея Кравчука (режиссер картины – прим. ред.) и продюсеров (Анатолий Максимов и Константин Эрнст – прим. ред.) передавались каждому участнику съемок.
Съемки проходили в Крыму?
Большая часть.
Для съемок там хорошая инфраструктура?
Она развивается, но пока еще недостаточная. Для такого уровня проекта всю техническую базу везли из Москвы.
У тебя ведь уже был опыт к кино в качестве оператора-постановщика?
Учась во ВГИКе, снимал картину с Дмитрием Астраханом. Еще было артхаусное кино. А этой весной выйдет картина Игоря Гринякина «Каждому свое».
Игорь первоначально оператор-постановщик. Как ты его оцениваешь в роли режиссера?
Мне с ним легко работалось. Мы подружились, как только начали общение. У нас близкое мировоззрение.
Считаю его перспективным режиссером. Энергия, которая есть в нем – она просится на то, чтобы всех вести от лица режиссера. Насколько он сильный, как режиссер, оценить пока не могу, рано.
А у тебя не просыпаются амбиции к режиссуре?
Для себя лично я выбрал профессию оператора, очень люблю ее и мне очень многое предстоит еще достичь.
Есть примеры, когда такое совмещение хорошо получается, но в большинстве случаев, и это мое мнение, результат получается не столь интересен.
Когда тебя приглашает твой коллега, профессиональный оператор, на свой проект, в котором он выступает режиссером, у вас может возникнуть конфликт на тему операторского видения?
Ну мы договариваемся на берегу. У режиссера есть видение, а оператор, наравне с художником, это видение воспроизводят. И если в пример привести наш проект с Игорем, то у него просто не было времени контролировать операторскую работу. Он был полностью поглощён своей режиссерской.
Насколько распространена практика, при которой приглашают на проект «по дружбе», людей из одной тусовки?
Это очень распространено. У нас проекты перерастают в дружбу и наоборот.
Ваня Лебедев, Миша Хасая, Егор Абраменко – мои друзья и коллеги, и профессиональная жизнь не мешает нам дружить.
А конкуренция между вами есть?
Ну, зовут нас, а не мы. Вообще, сильной конкуренции нет. Мы, так или иначе, по-разному снимаем, у нас различаются изображения.
Профсоюз у операторов свой есть?
Нет, но у нас существуют дружественные отношения между всеми операторами.
А он вообще-то нужен?
Считаю да, нужен, но скорее в виде клуба, где можно встречаться и делиться опытом, мнением.
Да у вас все расписано! Время есть на встречи?
Да, бывает сложно всех собрать. (смеется)
Какое предложение по работе ты не примешь и почему?
Это, скорее, больше относится к кино. Если история мне не близка и я не знаю, как ее правильно изобразить, тогда откажусь.
Я понимаю, о чем ты спрашиваешь. Кино влияет на людей, но вопрос о внутренней ответственности за сказанное на экране скорее относится к режиссерам. Для меня же важнее всего история – интересна она или нет.
Какой вид искусства тебя вдохновляет, откуда черпаешь творческие силы?
В основном в том, что вижу вокруг себя – в жизни много всего запоминающегося! Ну и, конечно, в архитектуре, живописи, фотографии.
Какие фильмы оказали на тебя влияние?
В детстве сильно повлияли фильмы Ридли Скотта – «Гладиатор» и «Падение черного ястреба» – это то, что сразу приходит в голову. Из изобразительного решения – это «Дворянское гнездо», снятое Георгием Рербергом.
Но вообще, очень много смотрю и все это так или иначе имеет свое влияние. С профессиональной точки зрения все фильмы интересны.
Сейчас ты снимаешь много рекламы. У тебя есть свой дальнейший вектор развития?
Да, конечно. Сейчас наступает тот момент, когда мне интересно снимать кино, особенно после опыта с «Викингом». Есть желание снимать фильмы с хорошей историей.
Реклама тоже интересна, мне нравится рассказывать короткие истории за минуту.
Это очень разные жанры, разный ритм. На фильме кадр может быть и 5 минут, а на рекламе по полторы секунды. Заниматься и кино и рекламой –для меня это определенное достижение.
Если говорить о кинорынке, в ближайшее время какой регион тебе кажется самым перспективным для киноиндустрии и, в частности, для операторов?
Англоязычные страны – Северная Америка, Канада, Англия – так и останутся лидерами. Те высоты, которых они на сегодня достигли, не могут не восхищать.
Китайский рынок – да, он развивается. Но он и должен развиваться.
В последние годы я понял, что успех фильма зависит от количества населения, тех, кому ты можешь его показать и кто сможет его воспринять. К сожалению, российские фильмы сегодня очень ограничены своими сборами.
Если бы ты хотел попробовать себя на другом рынке – англоязычном, азиатском – что бы ты предпринял?
Нужен агент, который будет тебя представлять. А чтобы агент тебя заметил, должны быть перспективные работы. Желательно, чтобы агент был местным или чтобы агентство было международным. В России подобных агентств, к сожалению, пока нет. Это же вопрос связей, желательно летать туда часто, нужно отлично знать английский язык.
Что касается меня, то есть огромное желание заниматься хорошими проектами. А у них, как и у нас, работа делится, условно, на классы – А, В, С и т.д. И, например, с моим текущим рилом, меня там могут для начала позвать на проекты класса С, и я могу надолго в нем застрять. А этого я не хотел бы.
А ты знаком с азиатским рынком?
Мне очень нравится гонконгское кино, но в азиатском рынке не разбираюсь. Думаю, что Китай, Корея и Япония – это абсолютно разные рынки. Я слышал, что лет десять назад, в Китай в больших количествах приглашали для съемки иностранных специалистов. Учились, развивались и дальше начинали делать свое.
А по каким критериям можно оценивать работу оператора?
Если не рассматривать технические моменты, то существует общее восприятие – соблюдение жанра, настроения. Когда ты смотришь сцену, сопереживаешь актеру и этому еще сильно помогает свет и композиция – тогда я считаю, что это хорошая операторская работа.
А как правильно формировать шоурил – в виде нарезки из нескольких работ или в виде двух-трех-минутного фрагмента из фильма и показывать, по твоим же словам, то, как ты умеешь донести общее настроение?
По рекламе – однозначно весь ролик.
А по фильму – в идеале смотреть весь фильм. Ну или трейлер. Вообще, я не задумывался об этом.
Операторы часто заимствуют друг у друга?
Наш мастер во ВГИКе учил, чтобы мы не боялись заимствовать. Никогда не получится скопировать, всегда выходит по-разному. В конце концов, все виды драматургии были уже придуманы в древней Греции.
Твой совет начинающим?
Я и сам еще начинающий. (смеется)
Любить свою работу, не бояться отстаивать свою позицию. Много работать и экспериментировать, совершая ошибки совершенствоваться.
Фотографии из архива Максима Жукова. Автор фотографий со съемок "Викинга" – Евгений Гитцитграт.